Кольский. Лето 2009. Зубовский тракт. Дорога на Цыпнаволок.

После посещения Скорбеевки встали неподалеку на ночевку. С собой была запасена купленная семга, которую мой муж пошел разделывать на близлежащую речку.

В это время с востока появилось нечто не очень убедительно внедорожное японское. Надо сказать, что в 2009 году вода стояла очень низко, поэтому на Вайду не доходили только совсем уж пузотерки и недоприводы. Увидев брод, ребята спросили: "пройдем?" Димка резонно ответил: "Конечно!" И недрогнувшей рукой послал их вперед. Судя по звуковому сопровождению из-под днища, думаю, спасибо они нам не сказали. Но прошли, и ладно.

А причина, по которой даже нигде не щелкнуло, что этот брод они могут просто так и не пройти, была простой.

Дальше наш путь лежал на Цыпнаволок - самое восточное поселение Рыбачьего. Со Скорбеевки ближний выход на Зубовский тракт идет мимо горячо любимого нами МТЛБ, который лежит кверху ногами, образуя мостик над ручьем.Перед ним собирается грязная жирная лужа, с неизвестным количеством камней внутри. Что в первый раз, что во второй без лебедки мы там не прошли, несмотря на то, что в этот раз было очень сухо и нам повезло с глубиной бродов. В этой ямке первый раз мы хорошо долбанули об камень порог средней двери, второй раз притерли нагребенными с грязью камнями переднюю правую дверь.

МТЛБ

«МТЛБ» на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Возможно, в обратном направлении прохождение этой лужи не представляет никаких трудностей. Но мы пока этого не пробовали.

Дальше дорога поднимается вверх. Слева простирается беконечный пологий склон с торчащими камнями, из-за которого на самом горизонте можно увидеть кусочек Баренцева моря.

В одном месте есть странное сооружение. То ли это лопарское культовое место, то ли оборонительное сооружение, то ли то и другое одновременно.

непонятное сооружение

«непонятное сооружение» на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

За горой Перевальной дорога утыкается в развилку, которая традиционно отмечена памятником павшим в Великой Отечественной. Прямо на юг будет Большое Озерко, а на восток - дорога к Зубовскому тракту, на Цыпнаволок.

Традиционно возложив цветы павшим, оставив им по стопочке и кусочку хлеба, двинулись на восток.

Дорога немедленно ухудшилась: стала сильно каменистой и с уже более-менее серьезными уклонами. Нашей целью было не попасть на Майнаволок. Наши друзья из Мурманэкстрим клуба сказали, что с нашим классом машины там не просто делать нечего, но можно там ее и оставить.

Поскольку GPS почему-то на время совсем превратился в бесполезную погремушку, пришлось подключать навыки ориентирования. В одном месте мы все же промахнулись и ушли на Майнаволок. От греха подальше вернулись назад.

Сначала было хоть и каменисто, но сухо. Но вот начались броды. Перед самым выходом на Зубовский тракт течет речка Пяйва. Купившись на сухость тундры у Вайда-губы, решили попробовать пройти тундрой и здесь. За что были немедленно наказаны. Пока думали, как вылезти, вяло готовя снаряжение под процесс, немедленно появились два внедоржника с X-Trail'ом на хвосте. Нас тут же выдернули Defender'ом. Беседа с водителями не дала никакого представления о дороге впереди и до какого места они дошли.

Наконец, после затяжного подъема мы вышли на Зубовский тракт. Знаменит он тем, что проходит через болота. А это означает броды практически без возможности обходов.

Вначале мы видели следы Дефендера, но потом они внезапно исчезли. Исчезновение ознаменовалось первой разбитой гатью. Видимо, x-trail решили дальше не таскать.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Первый брод оказался выше возможностей машины, если не прибегнуть к снятию крыльчатки вентилятора. Делать это очень не хотелось - мошка на болотине просто свирепствовала. Поэтому решили его обойти по тундре. Но на этот раз умнее: по мосткам.

Наши надежды на то, что дальше таких глубоких бродов не будет, не замедлили рассыпаться в прах. Глубина следующего брода была местами выше метра. Делать нечего, крыльчатку мы сняли.

Пройти же брод без последствий для машины можно было только по единственной траектории: одним колесом надо было стоять на середине каменистой колеи, выбитой крупной техникой, а другим - по брустверу дороги. Димке это удалось на отлично, хотя в один момент нам показалось, что машина все-таки опрокинется. Жаль, затвор фотоаппарата сработал на секунду позже этого момента.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Дальше броды было проходить уже куда проще. Главное, чтобы вода не попадала в воздухозаборник - шноркеля у нас нет.От промерки бродов меня освободили. Оказалось, что один мой забродник отчаянно протекал, а размерчик ног наших мужчин позволял надеть мне один их забродник сразу на обе ноги.

Тихой сапой, промеряя каждый брод, мы миновали Зубовский тракт и добрались до Баренцева моря. В конце дороги нас ожидало огромное металлическое насекомое, стоящее ровно посередине дороги.

Пока мы шли, начал спускаться туман. Дальнейшая дорога не представила особых трудностей, за исключением небольшого приключения у ручьев Восточный и Зубовка, где дороги расходились.

Жаль, но к Цыпнаволоку мы подъехали уже в достаточно плотном тумане.

Музыка дизельных генераторов

«Музыка дизельных генераторов» на Яндекс.Фотках

Маяк на Цыпнаволоке

«Маяк на Цыпнаволоке» на Яндекс.Фотках

point of destination

«point of destination» на Яндекс.Фотках

Одиноко светилось окно в домике, грохотали дизель-генераторы, но ни одного человека к нам так и не вышло. Немного оглядевшись, мы поехали искать место для ночевки.

Цыпнаволок

«Цыпнаволок» на Яндекс.Фотках

Поскольку полярный день был уже далеко позади, то ночью опускались достаточно глубокие сумерки.

Метеостанция

«Метеостанция» на Яндекс.Фотках

Найдя ближайшую речку, которая называется Аникиева, поставили лагерь недалеко от берега моря, поужинали и легли спать.