01:19 

Кольский. Лето 2009. Старая Кировская дорога

Теперь наш путь лежал навстречу ночи. Сначала назад к Мурманску на чаёк, а потом на юг - к Апатитам и Кировску. Полярный день кончился уже две недели назад и с каждой ночью сумерки становились все гуще, но убегающее на зиму в Антарктиду солнце все еще подсвечивало облака и верхушки сопок фантастическими цветами.


У Мончегорска изуродованные человеческими руками красивейшие горы окрасились в сиренево-розовые тона.




Посмотреть на Яндекс.Фотках


Стало понятно, что без ночевки нам сегодня выйти на Старую Кировскую не удастся. Поэтому стали искать места для стоянки. В густеющих сумерках тыкались в разные съезды, но удача улыбаться нам не желала ни в какую: то место было занято, то в финале ожидали закрытые ворота очередной базы отдыха. Повезло, и то условно, когда до Апатит оставалось уже километров 20. Очевидно популярный среди владельцев пузотерок съезд оказался свободен. А если форсировать небольшой заливчик, не представляющий никакой проблемы для УАЗки, но непроходимый для "страдальцев", то мы в свое распоряжение получали отличную поляну с пляжиком. Там мы и встали. Ветерок разгонял мошку, а огромная луна над горизонтом работала не хуже светильника.



Посмотреть на Яндекс.Фотках


Наслаждаться красотой Экоостровской Имандры изрядно мешала слишком уж близкая трасса - от нее нас отделяло метров 70 лесочка. Но, отгородившись от нее нашим домиком на колесах, мы постарались забыть о ее существовании и наслаждаться видом. Если место нам понравилось еще с вечера, то утром оно оказалось просто райским уголком.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Как только потеплело, на съезде с дороги появились отдыхающие. Народ загорал, пил пиво, играл в волейбол и мыл машины. Последнее опечалило. Порадовало то, что мы стояли в отдалении.


Самые смелые мочили ноги в воде. Поглядев на это безобразие, мы полезли плаввать. После чего позавтракали, собрались и, весело форсировав затончик, поехали дальше. Нас провожали несколько обалделые взгляды. Мужская часть откровенно завидовала возможности заехать на заветное местечко.

Апатиты решили объехать, а едой закупиться в Кировске.


Апатиты
«Апатиты» на Яндекс.Фотках


Кировск
«Кировск» на Яндекс.Фотках


Заветная заправка Роснефти на въезде не работала - шла реконструкция. Поэтому поехали в знакомый еще по прошлому году гастроном, около которого вместо деревьев буйствует борщевик.




Посмотреть на Яндекс.Фотках


Надо сказать, растение это уже давно пора объявлять национальным бедствием. Борщевик прекрасно себя чувствует не только центральной полосе, но и в Заполярье. "Понаехавший" уверенно разрушает сложившиеся экосистемы, заполоняя собой все. Особенно в Заполярье борщевик Сосновского выглядит зловеще, сразу заставляя вспомнить печальную беспечность людей в книжке "День Триффидов".



Посмотреть на Яндекс.Фотках


Переобщавшись со всеми гаишниками по поводу заправок, и даже получив "высшее дозволение" свернуть под запрещающий знак, наконец, попали на Роснефть. Милая девушка очень обрадовалась, что город нам понравился. Получив приглашение приезжать кататься на лыжах, наконец-то окончательно выдвинулись на очередной кусок трофи.

 

Чем же нам так приглянулась Старая Кировская дорога? А вот чем: в 50-е это была "артерия", соединяющая Мурманск с Большой землей. Местные говорят, что для того, чтобы попасть в Мурманск не на поезде, нужно было морем добираться до Умбы, а уже оттуда до Кировска. И дальше на Мурманск. Более подробно историю дороги не нашла, хотя хочется. Сейчас дорога заброшена. Мосты разрушаются, местами она зарастает. На большинстве карт она обозначена как дорога, но по факту о том, что она вообще существовала скоро будут напоминать только эти карты. Собственно, как и о многих поселениях вдоль нее. Расстояние от Кировска до Умбы по Старой Кировской - примерно 130 километров.

 

Чтобы попасть на Старую Кировскую, нужно проехать на восток в сторону поселка Октябрьский километров 30, где за рекой Умбой уйти в лес на юг. Сразу после Кировска дорога фантастическая: широкая бетонка больше похожа на взлетную полосу. Говорят, эту дорогу строили для БЕЛАЗов, чтобы возить по ним руду в богатые ГОКами Апатиты. Правда, потом порешили, что железная дорога дешевле. И стали возить руду по ней. А дорога осталась. Счастье длится недолго. Ближе к Октябрьскому начинается асфальт, хужающий на глазах, который потом и вовсе исчезает. Если на переезде встретится поезд, ждать его прохождения можно долго. Такое ощущение, что составы с рудой там длиной не меньше километра, а то и больше.

Стоило съехать с основной дороги, подходящей уже к своему финалу - Октябрьскому, как на нас напали грибы. По одному, кучками, стайками, семействами, группками. Подберезовики и подосиновики. У дороги и прямо на ней. Наши нервы не выдержали. Забыв обо всем, кинулись к ним.


Грибы. Все поедены до нас
«Грибы. Все поедены до нас» на Яндекс.Фотках


Как же велико было наше расстройство, когда оказалось, что почти все они червивые. Отсутствие дождей и теплая погода в течение достаточно долгого времени превратила красавцев в рассадник червяков. Копошащаяся гадость лопала наши грибы прямо на наших глазах! Пометавшись еще раз 20 ради очередной грибной выставки, плюнули, и начали тренировать выдержку. Было тяжело. Но скорость продвижения сразу возросла.

Уже достаточно далеко углубившись в лес (сначала пропали рыбацкие пузотерки, а потом и нивы), за очередным поворотом внезапно очутились на взлетной полосе.


Заброшенный аэродром
«Заброшенный аэродром» на Яндекс.Фотках


Как оказалось по приезду, это был заброшенный запасной полевой аэродром 987 Морского Ракетно Авиационного Полка, который базируется в Североморске-3. В свое время аэродром принимал стратегические бомбардировщики ТУ-16, одна из модификаций которого перевозила ядерные боеголовки.

Несмотря на то, что природа уже берет свое, аэродром все еще вполне пригоден для того, чтобы на нем погонять. Что мы и сделали, немного оправившись от шока. Правда, пришлось проявить предельную внимательность - из-под земли растут камни и можно хорошо "попасть".

Решив, что на сегодня хватит, стали искать место для стоянки. Однако дело оказалось совсем не простым. Карты говорили нам об изобилии воды рядом. Но вот добраться до нее было ой как непросто. Протрофившись часа два, отточив на славу мастерство езды задом в густых болотистых зарослях, плюнули и поехали дальше. Последние метров 500 - 700 до воды были какой-то неприступной крепостью.


Вернулись назад и тут же отловили козелок каких-то охотников-рыбаков. Распросы были неутешительными: надо было ехать дальше. Дорога тем временем превратилась в серьезное каменистое трофи: поскольку ею никто не занимается, веселая весенняя вода ее размывает, оставляя на поверхности крупные камни. Мелкие же куда-то деваются. Вдруг мы обнаружили слева озеро, к которому вела дорожка. Быстро рванули туда. Оказалась рыбацко-охотничья стоянка. Место нам понравилось: достаточно удобное, близко к воде, а главное - свободное и относительно далекое от дороги.




Посмотреть на Яндекс.Фотках


Утром нас ждал сюрприз. Пока мы продирали глаза и возились с чисткой зубов, утренним моционом и завтраком, к нам пожаловали гости. С картой наперевес трое молодых симпатичных людей начали нас допрашивать. Где-то на третьей фразе внезапно осознаем, что это только буквы на карте русские, а вот речь - на английском. Автоматически-сомнамбулически переключаемся на английский, изрядно выветрившийся из голов в "лесах". Настал черед "сюрприза" у гостей. Оказалось, давненько они объясняются на пальцах. Не блистающий чистотой наш английский спросонья и пара немецких слов были не меньшим шоком для них, чем их английский для нас.

Сравнили карты - у них более подробная, 500-метровка (не то, что наша 2-километровка - подвох, однако, именно нужные листы были не в том масштабе). И на ней мы видим наше озеро. Называется Барак. А ребята - из Германии. Идут на байдарках группой до Варзуги. Точка финала у нас общая. Интересно, встретимся или нет?.

Обсудив возможности переплыть перешеек между озерами, прощаемся. Каменистое трофи продолжается дальше. Вот и Ингозеро. Точнее, то, что от него осталось.


Ингозеро
«Ингозеро» на Яндекс.Фотках


Ингозеро
«Ингозеро» на Яндекс.Фотках


Сразу за Ингозером мы потерялись. Разбегающиеся в стороны и тут же сбегающиеся - ровно тараканы - микропросеки в сплошном пространстве тонких стволов, между которыми и пройти-то не всегда можно... и мы почему-то приезжаем к мосту через то ли Ингу, то ли Муну (на разных картах разное название). А вот самой Инги-то и нет! Хотя быть должна. Обратно возвращаться в лес? Искать потерянную правую отворотку? Нет, мы сначала пообщаемся с местными так кстати здесь возникшими. Трое подозрительно глядящих на нас и не менее подозрительно выглядящих мужичков говорят нам, что хлипкий мостик выдержал их буханку. Значит, и мы должны пройти: брода же в пределах видимости не наблюдается.

Поверив "мужичкам", рискуем на альтернативный маршрут, параллельный "основной" дороге. Главное, не заехать в болота на востоке. Поэтому внимательно следим за направлением движения, а на отворотках пытаемся выбирать самые южные отворотки. Местами дорога ничего, а местами камни и наклоны уже серьезные. Но пока все в пределах возможностей нашего доброго "ишака".


Параллельно Старой Кировской
«Параллельно Старой Кировской» на Яндекс.Фотках


Пару раз казалось, что все. Надо идти назад. Но нет. Вдруг на одном из перекрестков мы увидели знак "п. Инга". Ура! Дороги сошлись.


поселок Инга
«поселок Инга» на Яндекс.Фотках


Поселок на удивление оказался живым. Правда, пенсионерские дома (видимо, где детей "в городе" поблизости нет), выглядели не совсем ухоженными. Наверное, тяжело старикам в одиночку справляться со всем. Найдя одного из жителей, расспросили о дороге на следующее поселение - Муну. Мы шли правильно, а вот Муны уже больше нет.

Горделиво вскидывая в сторону носы от грибных зарослей, поехали дальше. Началось болотистое трофи. Пара гатей, грязюк, но ничего серьезного. За пару - тройку недель без особых дождей все имело благопристойный вид. Вот и Муна. Точка, примечательная тем, что мурманские друзья-экстримальщики нас предупреждали: "ни в коем случае не уйдите на хардтрофи, там не пройдете, ориентир - Муна". Не сразу мы опознали, что это и есть Муна. Пара развалин на берегу мелкой в это время реки. Идем дальше. И вдруг... посреди дороги Шнива! Лакированная. Красивая. Рядом оказалась и приехавшая на ней пара. Оказалось, что развалины - это уже вроде как и не Муна, а Мунозеро. Значит, нашему навигатору действительно снятся сны. Благо, в бардачке лежит компас. На всякий случай. Хотя, может, и не ошибался навигатор. Подробной карты все равно в нем не было, только относительно крупные речки. А в местоположении он ошибался на километр - два влегкую.


Приехавшая порыбачить очень милая пара оказалась из Полярных Зорь. Прекрасные люди лет по 45 - 50, можно было бы замечательно провести вместе время, но нам надо было ехать дальше - время поджимало. Едва удалось отказаться от щедро предлагаемых очень вкусно пахнущих алкогольных напитков - по нашим правилам пришлось бы там и ночевать. А вот рыбка свежая на углях.... ммм.... Вкусно! А в качестве презента мы получили огурчик, выросший в Заполярье. Фантастика!


Он (жаль, забыла имя) когда-то работал в этих краях. Вроде бы лесным инженером. По его совету выходило, что на "основной" сгнили мосты, поэтому местами там можно и не пройти. А вот через юго-западный берег Мунозера по зимникам можно пройти с комфортом. С относительным, конечно.

Комфорт мы оценили через пару километров, на гати. Батону было где понднапрячься. Не на полную мощь, но все же. Возможности Шнивы порадовали. С этих пор я ее не ругаю. Все же это внедорожник, а не "лак".


Дальше начались развилки. Видимо, в них-то мы и запутались. Темнело, по всем параметрам выходило, что вода должна была быть рядом, не дальше чем в километре-двух. Но к ней вели болота, а нужных отвороток не наблюдалось. Дорога становилась все хуже и хуже. И местами ее уже можно было вполне отнести к разряду хард-трофи. Да и следы Шнивы, вроде бы наблюдавшиеся вначале, куда-то исчезли. Надежа-и-опора навигатор в густых кусто-деревьях растерялся совсем и стал показывать "погоду". Солнце говорит, что мы едем на восток, а у него - на юг. Вот и пригодился компас. Зацепившись ногами за выступающие части машины как паук, с компасом, навигатором и картой наперевес я штурманила, а муж сражался с "дорогой".

Стало совсем темно. Деревья скрывали и так уже небогатый свет ночи. Хорошо, хоть луна в полной силе. Где мы? Куда едем? Лишь приблизительно мы понимали, где мы и в каком направлении движемся. В общем, ночное трофи в полном разгаре.


Очередная развилка. Одна дорога уходит вниз по сопке - однозначно в болото, а вторая идет наверх. Но на ней следы "танка". Мошкару кормить устали - еще только ночью рулить и разглядывать карту в накомарнике не хватало для полного счастья, поэтому поехали наверх. Через километр каменистого трофи в прорези между сплошной пеленой деревьев утыкаемся в мостик. Точнее, несколько бревен, едва закрывающих ручей в глубокой расселине. Разворачиваться назад - надо выпилить поляну. Вперед - не понятно, чем дело закончится. Решаем, что перспектива пилить нам нравится меньше. Полезем на мостик.


Мостик у Мунозера
«Мостик у Мунозера» на Яндекс.Фотках


Спускаемся. Бампер тыкается в первое бревно. Все, сели? Лебедку разматывать? Ан нет, удалось проскочить. Хватит ли угла свесов и мощности мотора выехать наверх? Сейчас узнаем. Раз бревно, два бревно, три... Передние колеса на горочке.... задние колеса минуют по одному бревна. Прошли! Теперь бы удалось заехать наверх. Лежа на спине любуемся луной. Медленно тянется время. Но батон ползет. Вдруг, раз - выехали на ровную площадку. И дорога - почти что автобан. Каменистый, но вполне себе.

Видимо, Шнива шла именно по этой дороге. Но как она туда попала - одному Богу известно. Дальнейший путь под только что вставшей из-за горизонта луной был медитативно-медленным, но ничего особо серьезного не предвещающим.


Где-то недалеко от Мунозера
«Где-то недалеко от Мунозера» на Яндекс.Фотках


Через какое-то время мы снова оказались на Старой Кировской, и уже с началом рассвета пока еще недолгой ночи, наконец, вырвались на финальный 20-километровый отрезок, миновав мост через речку Вельмежку.

Переезд через речку ознаменовался тут же увиденным пустым местом у озера. Не спавшие или проснувшиеся от нашего прибытия достаточно многочисленные владельцы "лаков", отдыхающие у озера, с недоверием и большими глазами проводили вылезший из темноты леса батон.

Мы же быстро заварили по Роллтону и упали спать. Самое страшное было позади. Завтра начнется "курортная" часть путешествия.



http://west-wind.ya.ru/replies.xml?item_no=1716

 


@темы: Путешествия, Кольский 2009, Заполярье

URL
   

За ветром вслед!

главная