01:49 

Кольский. Лето 2009. Варзуга

Поскольку в Варзуге шло 590-летие, ее посещение решили немного отложить: очень не хотелось толп людей, особенно, по обычаю празденств подобного толка, не совсем или совсем не трезвых. Поэтому из Кузомени поехали на дневку. Сначала хотели встать рядом с Кузоменью, немного западнее, но оказалось, что сразу за пустыней начинается полоса болота, и к берегу не подлезть. Поэтому пришлось забираться дальше.


Еще раньше замеченное малое количество туристов быстро нашло свое объяснение: воды на побережье не было. Все надо было брать с собой. Это, конечно, было не удобно - мы были бы не против помыться. Однако у более-менее живых ручейков толпились немногочисленные люди. Поэтому решили, что помоемся соленой водой. А на еду-питье у нас хватит. Зато людей рядом не будет.


Ручей...
«Ручей...» на Яндекс.Фотках


Только расположились на мысе, так, чтобы единственные туристы окрест не были видны по прямой, как нас догнала териберская гроза. Сначала ветер решил унести наш шатер - пришлось ловить его в Белом море. Едва привязали "гордую птицу" за камни и бревна, как засверкало, загрохотало и полило.

Робкие надежды, что от такой грозы пересохший ручеек оживет, быстро развеялись в прах. Уже через час после дождя красное ложе в другое время очевидно полноводного ручья высохло.

Утро встретило нас хмарью и водяной взвесью в воздухе. Туман то развеивался, то опять сгущался. Время от времени лил дождь. Отлив обнажал сочно-красный камень берега с яркой сочной зеленью леса в серебристо-зеленую проседь мха, украшенный свинцовыми облаками.


Красный берег
«Красный берег» на Яндекс.Фотках


Тогда мы помылись и решили просто проваляться день на берегу - благо в нашем батоне тепло и дождь не страшен. В какой-то момент посмотрели и фильм про защиту Рыбачьего-Среднего. Тогда-то и услышали мы коронную фразу про "старенький грузовик".


На экране подготовленный ГАЗ-66 везет группу ветеранов и их родственников через Мустатунтури и на вид, скорее, Средний. Голос за кадром, подпуская слезу, гнусаво вещает:

- Старенький грузовик, принадлежащий кольским поисковикам, путешествует по полуострову от одного солдатского захоронения к другому <.......>

Решили, что "старенький грузовик" нам бы тоже не помешал. С тех пор шишигу так и зовем.

Проотдыхав день, на следующий поехали в Варзугу. Празднование уже должно было закончиться и место можно было посмотреть спокойно.

В 2008-м году нам не повезло - мы приехали вечером, церковь стояла в лесах, батюшка был на лечении, матушка уехала на отдых в Мурманск.


Церковь святителя Афанасия Великого с приделом преподобных Зосимы, Савватия и Германа соловецких
«Церковь святителя Афанасия Великого с приделом преподобных Зосимы, Савватия и Германа соловецких» на Яндекс.Фотках


Тогда мы покружились около церкви, поудивлялись ухоженности домов, пофотографировали, и уехали за порцией приключений на ручей Лодочный к мысу Корабль, за аметистами.

В этот раз наше путешествие в Варзугу оказалось куда более интересным. Практически сразу же нас встретил батюшка, чей облик и поведение никак не тянули на провинциального стандартного попа, закормленного суеверными прихожанами. От батюшки исходила аура значимости, мудрости и знания. Матушка была добра, как бывает только в книжках. Церковь веяла чистотой и миром. Сказать, что мы были удивлены - ничего не сказать. Слишком часто лица духовного сана злоупотребляют своим положением, вызывая отторжение от того, что должно быть свято.


Батюшка Митрофан (Баданин) оказался удивительно интересным человеком. Отнесшись сначала с некоторым привычным недоверием, мы купили книги, написанные им - если где-то теплится жизнь, надо ей помочь по мере возможностей. После прочтения тем же вечером одной из его книг стало понятно, что тут все не просто так - автор, несомненно, человек в высшей степени интересный. Его книги написаны хорошим языком, с критической осмысленностью, с четким пониманием позиции и с хорошим знанием истории. Также явно он не просто следует курсу стандартного отношения Церкви к расколу, но и осмысленно переживает это, пытаясь разобраться, а что ж теперь делать - данный конкретный север все же был долгое время "вотчиной" староверцев различного толка. Но я отвлекаюсь от темы путешествия.


Успенская церковь
«Успенская церковь» на Яндекс.Фотках


Свежеотреставрированная Успенская церковь поражала своей красотой. Удивительно, какие ажурные конструкции можно сделать из дерева. Большинство северных церквей являлись целыми комплексами, состоящими как минимум из двух церквей - летней и зимней (с печкой).

Оказалось, что это - далеко не единственная церковь в Варзуге, являющаяся памятником русского деревянного зодчества. На противоположной стороне тоже есть церковь - не менее старая и по идее красивая, которая, к сожалению, сейчас пока не поражает воображение благодаря усилиям товарищей в лихие 30-е годы. Тогда старые колокола были сброшены и разбиты, церкви отданы под ясли. Затем церкви превращали в мастерские лодок, спортзалы и сельские клубы. Сейчас мы можем видеть только жалкие останки (хорошо, хоть в таком прекрасном виде, во многом благодаря батюшке Митрофану) былого величия самого древнего русского поселения на Кольском полуострове. Потихоньку все это восстанавливается, но будет ли полное восстановление, сказать трудно.


Петропавловская церковь
«Петропавловская церковь» на Яндекс.Фотках


Пропущенное нами празднованствование 590-летия Варзуги имеет такую историю. В 1419-м году село впервые упоминается в письменных источниках. благодаря тому, что тогда из Скандинавии пришли 500 человек "мурманов" на "бусах и шняках" его разорять. Сделали они это успешно, хотя городище впечатляет - оно стоит на высоком берегу и взять его нужно было постараться. Видимо, взяли внезапностью, умением и количеством. В память этой трагической для села даты и был установлен крест на месте древнего городища, найденного после долгих поисков на левом берегу Варзуги. Батюшка Митрофан рассказал, что городище нашли случайно, хотя ходили вдоль него и поперек долго. Только под круглую дату внезапно среди густой поросли деревьев обнаружили следы оборонительных укреплений. Не иначе, Бог помог.


Золотой крест  Варзуги
«Золотой крест Варзуги» на Яндекс.Фотках


Батюшка Митрофан посоветовал сходить нам на святой Князь-Владимирский источник, что в трех километрах от села на восточной стороне. Для этого нужно было воспользоваться услугами местного такси, чья работа заканчивается в пять часов вечера.

Поскольку застрять на той стороне на ночь без экипировки нам не хотелось, переночевали в 30-ти километрах на берегу Белого моря у часовни Безымянного терского инока. Там же рядом был и святой источник - чуть ли не единственный источник пресной воды на берегу до почти пересохшего ручья Лодочного, находившегося неподалеку. У побережья нежные колокольчики обнимались с пушистыми соснами, напевая им свои звонкие песни.


Колокольчики в обнимку с соснами
«Колокольчики в обнимку с соснами» на Яндекс.Фотках


Утром, переждав ливень с грозой, попили чай и рванули обратно. Явившиеся двое немного заспанных, но вполне бодрых раздолбая, сменили несколько критическое отношение батюшки к нам на куда более дружелюбное. Еще раз дав инструкции, как дойти до креста и источника, батюшка удалился, разрешив нам оставить машину около его дома. Вооружившись вдохновением, мы пошли на освоение недостижимого до этого для нас восточного берега Варзуги.

Местное такси перетрудилось на празднике и вместо моторки мы получили хлипкого вида лодчонку с шашечками сзади и довольно задолбанным лодочником, вовсе не испытывавшим счастья от катания на веслах через речку туда-обратно. Переезд стоил 20 рублей с носа.

Такси заказывали?

«Такси заказывали?» на Яндекс.Фотках


С сомнением загрузившись в лодку, естественно, подождав минут 20 - 30 пока лодочник наговорится с приятелями, начали переправу. Монотонно скрипели весла, вода была совсем рядом. Но мы, которые умели плавать, и наша фототехника, которая явно этого делать не умела, с успехом перебралась на другую сторону.

Посмотреть на Яндекс.Фотках


У креста встретили двух местных дам немолодого возраста, у которых имели неосторожность спросить про дорогу. За излишнюю любознательность тут же были наказаны - вместо предполагавшейся натоптанной тропы проломились через болотце с ручьем, замочили ноги, но за самоотверженность были награждены полями голубики. Идти к источнику оказалось сущей мукой - доставли те самые мокрые ноги и туча мошки и комаров, которые тут же объявлялись при намеке на остановку. От того, чтобы бросить все спасала удивительная красота леса.

Леший
«Леший» на Яндекс.Фотках


В момент, когда мы уже было совсем решили повернуть назад, навстречу вышла пожилая пара, весело шагающая в противоположном направлении. Оказалось, мы почти дошли.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Сначала путника встречает забавный мостик через речку, такой, что вдвоем на нем не разойтись, а потом вдруг в лесу возникают кресты.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Князь-Владимирский святой источник. Поклонные кресты.

«Князь-Владимирский святой источник. Поклонные кресты.» на Яндекс.Фотках


Сперва мы подумали, что могильные. Оказалось, памятные, об исцелениях. Сам источник появляется на дорожке внезапно и представляет собой небольшую лакунку посреди леса, с бьющими из песка ключами.

Князь-Владимирский святой источник. Бурлящие ключи.
«Князь-Владимирский святой источник. Бурлящие ключи.» на Яндекс.Фотках


Подивившись на это чудо, решили: гулять, так гулять и рискнули последовать указаниям, написанным на табличке около источника. Нужно было три раза ополоснуться из деревянного ковшика, прочтя молитву. Купаться в нем по преданию нельзя. Почему - современные физиологи ответили бы просто: сердце остановится. Вода оказалась не просто ледяной, а очень ледяной, на границе замерзания. Да и дно, скорее всего с зыбучим песком - затянет.

После первого ковшика я подумала, что точно заболею, но решила идти до конца, уж коли ввязалась в драку. После второго стало тепло. После третьего - жарко. Жарко до сих пор. Мерзнуть перестала вовсе.


Князь Владимирский святой источник. Ковш для омовения.
«Князь Владимирский святой источник. Ковш для омовения.» на Яндекс.Фотках


Уходить не хотелось, но местное такси не ждет. Точнее, может, и ждет. Но неизвестно где. Искать мальчика-перевозчика с фонарями по всей деревне вовсе не обнадеживало. Пошли обратно. Шлось легко и весело. Если бы не мокрые берцы, натиравшие ноги, прогулка вообще была бы сравнима с райским наслаждением.


Во время переправы через речку попытались выманить у местных название некоторых ягод, сведения о поселениях вокруг. Но молодняк с трудом знает, что происходит на их земле и мало интересуется окружающим.

Впрочем, пожилые, похоже тоже. Либо не хотят говорить.


По прибытию обратно нас встретила матушка, которая немедленно затащила нас на ужин и чай, благо, батюшка дал благословение. В доме священника я была впервые. Данный конкретный дом порадовал чистотой, уютом и запахом свежеиспеченного хлеба - недавно готовились просвиры. Ухоженный сиамец ластился, мурлыкая и выказывая все признаки кошачьего довольства жизнью. Отпив чая с конфетами, поев рыбки под интересную беседу о местной жизни, мы засобирались обратно. Начиналась дорога назад и уже надо было думать о том, чтобы правильно размерять пройденные участки дороги, чтобы не ночевать где попало.


Не зная, как отблагодарить батюшку, чувствовали себя несколько неудобно. Но тут подвернулся случай - нужно было отвезти баллон с газом в другую церковь, в Кашкаранцы. Что мы и сделали с удовольствием, получив на то благословление батюшки. Звучит диковато для слуха - получить благословление батюшки на отвоз баллона. Однако для священника это - нормальная жизнь. Он призван в том числе и на то, чтобы давать или не давать благословление на те или иные дела.

Кашкаранцы нас еще в тот раз порадовали наличием теплящейся жизни - нормальные дома, хотя и в небольшом количестве, машины, а главное - ветряк, единственный встреченный в этих местах. Конечно, возможно, жизнь тут теплится благодаря маяку, но хочется верить, что тут остались деятельные люди, стремящиеся к жизни и могущие жить в условиях севера с успехом. На памятнике погибшим в Великой Отечественной возле церкви фигурируют всего несколько фамилий, хотя убитых несколько десятков. Значит, целые не просто семьи, а так называемые "расширенные", остались без своих кормильцев.



Кашкаранцы
«Кашкаранцы» на Яндекс.Фотках


Нужно было ехать дальше, но север не отпускает просто так. Доехав до Умбы, мы поняли, что должны остаться еще на одну ночь, что и сделали, вернувшись на мыс Турий, где уже были в прошлом году. В этот раз мы приехали в пик прилива. Помятуя о том, что местные ручьи, несмотря на свою кажущуюся малокалиберность, коварны зыбучим песком, рванули прямо через море. Здесь оно неглубокое, проехать вполне можно. Но машина, плывущая по самому натуральному морю, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Фотографий не делали, потому что было уже слишком сумеречно.

В Тоню Тетрина решили не ехать - "галопом" мы там были в том году, а Комарова по нашим сведениям в этот день там не было. Да и погода, в отличие от солнечной в 2008-м, была не столь благоприятной.


Лодка на вечном покое
«Лодка на вечном покое» на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках


После этой ночевки начиналась дорога домой. На юг. К темноте ночью, высоким деревьям, изобилию людей и обычной жизни.

PS Немцев, встреченных у озера Барак на Старой Кировской, мы так в Варзуге и не увидели. Батюшка сказал, что их там не было. Но во время переправы назад к западному берегу вдалеке пристали какие-то рафты (все же они, вроде были не на байдарках, а на рафтах. Уже подзабылось). Возможно, это и были те самые любители таскания рафтов на себе - проверять не было ни времени, ни сил.

Спасибо http://mersavets.ya.ru/ за уточнения про памятник в Кашкаранцах.

 

http://west-wind.ya.ru/replies.xml?item_no=1871


@темы: Путешествия, Кольский 2009, Заполярье

URL
   

За ветром вслед!

главная